Проверка требований пожарной безопасности

Согласно правилам российского законодательства организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. В целях осуществления надзора в данной области, соответствующими государственными органами периодически организуются проверки. Об особенностях и порядке их проведения подробно написано в настоящей статье.

Основания для проведения пожарной проверки

О необходимости проведения проверок на предмет соблюдения хозяйствующими субъектами (ООО, ИП и т.д.) и гражданами правил противопожарного законодательства четко написано в ФЗ РФ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ.

В качестве оснований для организации выездного пожарного надзора могут выступать следующие пункты:

  • наступление даты проведения очередной плановой проверки (согласно утвержденному графику),
  • окончание периода времени, в течение которого предприятие должно было устранить выявленные нарушения в части пожарной безопасности,
  • введение в отношении объекта специального противопожарного режима (на основании соответствующего решения государственного органа),
  • завершение строительства (модернизации, реконструкции и т.д.) здания и его ввод в эксплуатацию,
  • поступление сигналов о нарушении конкретной организацией правил пожарной безопасности,
  • при наличии соответствующего поручения Президента РФ, Правительства РФ либо требования, поступившего от прокурора (к примеру, если идет разбирательство по факту поступившей в прокуратуру жалобы).

СПРАВКА. В целом, общий перечень оснований можно разделить на две группы в зависимости от вида проверки. Она может быть плановая и неплановая. Более подробно этот вопрос описан ниже по тексту.

Проверка пожарной безопасности помещения.

Кто может проводить пожарную проверку

В соответствии с п.1 Постановления правительства РФ от 12.04.2012 года № 290 проверять выполнение требований, предписанных в законодательстве о пожарной безопасности, уполномочены должностные лица органов государственного пожарного надзора.

В качестве проверяющих лиц выступают аттестованные государственные инспекторы. Они должны соответствовать следующим требованиям:

  • иметь при себе служебное удостоверение,
  • действовать на основании распоряжения руководителя государственного органа, осуществляющего пожарный надзор (этот документ должен быть с собой).

ВНИМАНИЕ. В случае несоблюдения перечисленных выше условий, организация имеет полное право не пустить проверяющего на свою территорию.

Права и обязанности проверяющих

Права и обязанности, которыми наделяются государственные инспекторы при проведении проверки в области пожарного надзора, подробно раскрыты в упомянутом выше Постановлении Правительства РФ.

К основным полномочиям проверяющих относятся следующие пункты (п. 9):

  • проведение проверки на предмет соблюдения организациями и ИП правил, прописанных в противопожарном законодательстве,
  • беспрепятственное проникновение на территорию предприятия, которое необходимо осмотреть (при предъявлении удостоверения и соответствующего распоряжения),
  • организация исследований, экспериментов, а также иных мероприятий в целях реализации контроля,
  • при необходимости проверяющее лицо может привлечь эксперта,
  • инспектор вправе запросить у руководства компании любую документацию, связанную с проверкой,
  • предъявление требований об устранении выявленных недочетов,
  • расследование пожаров и совершенных нарушений,
  • составление протоколов о выявленном административном правонарушении.

Помимо прав, инспекторы по пожарной безопасности также имеют и ряд обязанностей. Заключаются они в следующем (п. 17):

  • своевременное выполнение поставленных задач – предотвращение, выявление и наказание за несоблюдение норм и правил пожарной безопасности,
  • строгое соблюдение законодательства, регулирующего данную сферу,
  • инспекторы должны действовать на основании официального распоряжения,
  • проводить проверку можно только в рабочее время при наличии документов, подтверждающих такое право (распоряжение и удостоверение),
  • проверяющее лицо не может запрещать руководству компании принимать участие в процедуре,
  • ознакомление представителей организации с документами, относящимися к надзору в области пожарной безопасности,
  • проверяющий должен ознакомить всех участников проверки с ее результатами,
  • умение обосновать законность своих действий в случае, если проверяемая компания пожелает их оспорить,
  • четкое соблюдение сроков процедуры,
  • внесение соответствующей записи в журнал учета проверок,
  • инспектор обязательно должен ознакомить руководство организации с содержанием административного регламента, согласно которому проводится проверка.

Виды пожарной проверки

Согласно Методическим рекомендациям, утвержденным МЧС РФ от 10.01.2016 года № 2-4-71-1-28, существуют две основные разновидности проверок такого рода:

  1. Плановая – обязательная проверка, которая производится при наступлении соответствующего периода времени.
  2. Внеплановая – она организуется только при наличии оснований, прописанных в законе (если ранее были выявлены нарушения, в случае поступления сигнала о несоблюдении противопожарного законодательства и др.).

Плановая

Как уже было сказано ранее, основанием для плановой проверки является наступление очередной даты для ее проведения. Правила организации этой процедуры подробно расписаны в разделе 10 упомянутых выше Методических рекомендаций.

Главная цель реализации данного мероприятия – установление факта соблюдения организацией правил пожарной безопасности в ходе осуществления хозяйственной деятельности. Проверка проводится в выездной форме по месту нахождения предприятия.

ВАЖНО. О предстоящем визите пожарного инспектора юридическое лицо (ИП) должно быть уведомлено за 3 дня до этой даты. В адрес компании должна быть направлена копия соответствующего распоряжения руководителя ГПН.

В общем виде алгоритм проведения плановой проверки включает в себя следующие этапы:

  1. Подготовка к обследованию объектов – сбор бумаг, просмотр нормативных документов, регулирующих данную область, и т.д.
  2. Проведение экспертизы в отношении организации на предмет соблюдения всех норм и предписаний законодательства о пожарной безопасности.
  3. Предварительное оформление результатов проверки – составление списка нарушений (при наличии), подготовка акта проверки и проекта предписания.
  4. Обсуждение всех выявленных недочетов и оформление окончательных результатов проверки, после чего они вручаются руководству проверяемой организации.
  5. Применение мер воздействия на нарушителя требований пожарной безопасности – составление протокола, сбор доказательств, а также дальнейшее направление материалов в суд для проведения разбирательства.

Внеплановая

Основания для проведения внеплановой проверки подробно раскрыты в ч. 5 ст. 6.1 ФЗ РФ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ. Также они были описаны выше по тексту.

Основное отличие внеплановой проверки пожарной безопасности от плановой, заключается в том, что она производится только в отдельных случаях, строго установленных законом. Порядок ее реализации описан в разделе 11 Методических рекомендаций.

Цель реализации такого мероприятия зависит от основания его проведения. К примеру, это может быть проверка того, устранило ли руководство компании нарушения, выявленные в прошлый раз.

При реализации внепланового осмотра объекта на предмет соблюдения требований пожарной безопасности, проверяющие лица должны соблюдать следующие условия:

  • проверку в отношении ООО и ИП можно производить только после согласования данной процедуры с прокуратурой. Уведомление должно быть направлено в день издания соответствующего распоряжения органом ГПН,
  • если целью обследования выступает допущенное ранее нарушение, то проверка организуется в выездной форме,
  • организация должна быть уведомлена о предстоящем мероприятии за 24 часа до его начала,
  • сведения о результатах проверки, в том числе и выявленных нарушениях, должны быть размещены на сайте органа ГПН.

Категории риска объекта

Согласно правилам, прописанным в законе, государственный орган при осуществлении надзора за соблюдением требований пожарной безопасности применяет риск-ориентированный подход. Исходя из него все организации, в отношении которых производится проверка, делятся на 6 категорий по степени риска (Приложение к Постановлению Правительства РФ от 12.04.2012 года № 290):

  1. Чрезвычайно высокий – здания, где проживают дети, старые люди, инвалиды и прочие лица с ограниченными возможностями в количестве, превышающем 10 человек, садики, детские лагеря с круглосуточным пребыванием несовершеннолетних и т.д.
  2. Высокий – учреждения начального, основного и среднего образования, медицинские организации, где люди остаются в ночное время и другие объекты, предназначенные для оказания врачебной помощи и прохождения санитарно-курортного лечения.
  3. Значительный – здания, где временно пребывают люди с целью получения медицинских и социальных услуг, сооружения, рассчитанные на одновременное проживание более 1000 человек, объекты, чья высота превышает 50 метров (за исключением МКД), организации высшего образования и действующие при них общежития и др.
  4. Средний – многоквартирные дома и здания от 28 метров и больше, дома, которые рассчитаны на одновременное проживание более 200 человек, консульства и др.
  5. Умеренный – здания, чья площадь рассчитана на проживание более 50 человек, объекты со статусом умеренной и пониженной пожароопасности, наружные установки.
  6. Низкий – в данную группу входят все другие объекты, которые не вошли в приведенные выше разновидности.

Что проверяют в ходе проверки

Перечень вопросов, на которые обращает внимание проверяющий, включает в себя следующие пункты (ч. 6 раздела 10 Методических рекомендаций):

  • условия, в которых содержатся здания, прилегающая территория, технологические установки, инженерные сети и т.д.,
  • полнота соблюдения всех мероприятий, необходимых для предотвращения пожаров,
  • наличие и уровень работоспособности устройств индивидуального и коллективного спасения,
  • общее состояние механизмов, призванных обеспечить противопожарную защиту (пожарные лестницы, системы защиты от дыма, системы оповещения о чрезвычайной ситуации и др.),
  • также проверке подвергается и сам персонал организации. Проверяющий инспектор устанавливает степень готовности сотрудников к действиям в случае возгорания,
  • наличие на предприятии специальных веществ, предназначенных для тушения пожара.

Отдельным этапом проверки выступает обследование территории, зданий и пристроек, сооруженных в организации. В рамках этого направления пожарный инспектор обращает внимание на следующие нюансы:

  • наличие свободных выездов и въездов, площадок для размещения пожарной техники, а также их состояние,
  • уровень защиты от коротких замыканий,
  • системы вентиляции и отопления,
  • соответствие параметров здания требованиям, прописанным в нормативных актах о пожарной безопасности и др.

Какие документы проверяются при проверке

Одним из обязательных этапов выступает проверка состояния документации организации. Должностное лицо ГПН может запросить и исследовать на предмет нарушений следующие виды бумаг:

  • организационно-распорядительные документы, в которых прописан порядок организации процесса обучения кадров правилам пожарной безопасности,
  • лицензию ООО или индивидуального предпринимателя на осуществление деятельности, связанной с пожарной безопасностью,
  • декларацию (сертификат) о соответствии реализуемой продукции нормативным требованиям противопожарного законодательства (в случаях, когда это необходимо),
  • техническую документацию на производимые или поставляемые вещества, материалы или продукцию. Тут проверяется наличие сведений о показателях пожарной безопасности и соответствующих мерах, которые должны соблюдаться при обращении с тем или иным видов изделий,
  • иные бумаги, имеющие отношение к проверке.

Сроки и периодичность проведения проверки

Конкретные сроки проведения проверок (на предмет соблюдения организациями и ИП требований пожарной безопасности) прописаны в разделе 8 упомянутых выше Методических рекомендаций.

Так, в соответствии с данным нормативным документом общая продолжительность этого процесса не может превышать 20 рабочих дней. При этом в отношении малых предприятий проверка должна длиться не более 50 часов, а микропердприятий – до 15 часов в год.

ВНИМАНИЕ. В отдельных ситуациях, когда требуется проведение сложных исследований и экспертиз, срок проверки может быть продлен еще на 20 дней. Соответствующее распоряжение должен издать начальник органа ГПН.

Периодичность осуществления надзора в области соблюдения норм пожарной безопасности зависит от категории риска, под которую попадает конкретный объект. Тут встречаются следующие варианты (п. 21 Постановления Правительства РФ от 12.04.2012 года № 290):

  • один раз год (для организаций из категории чрезвычайного риска),
  • один раз в 2 года (высокий риск),
  • один в течение 3 лет (значительный риск),
  • один раз в 5 лет (средний риск),
  • один раз в течение 6 лет (умеренный риск).

В отношении организаций, которым присвоена категория низкого риска, проверка соблюдения требований пожарной безопасности не производится.

МЧС проводит проверку пожарной безопасности.

Права и обязанности проверяемых организаций

Права и обязанности есть не только у лиц, осуществляющих проверку. Определенным набором полномочий также наделены и организации, в отношении которых осуществляется пожарный надзор. В данный перечень входит следующее (ч. 1 ст. 37 ФЗ РФ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ):

  • создание, реорганизация и прекращение деятельности пожарной охраны, которую предприятие содержит за свой счет,
  • внесение предложений в государственные органы по вопросу обеспечения пожарной безопасности,
  • проведение необходимых расследований с целью установления причин возгорания, возникшего в организации,
  • использование способов социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности,
  • запрос и получение необходимой информации от органов ГПН,
  • принятие участие в проверке, а также ознакомление с ее результатами.

За организациями также закрепляется ряд обязательств, которые они должны неуклонно соблюдать. Речь идет о следующих пунктах, прописанных в ч. 2 ст. 37 упомянутого выше ФЗ РФ:

  • строгое соблюдение всех требований и предписаний пожарной безопасности,
  • применение мер, направленных на защиту от пожаров и возгораний,
  • обучение кадров правилам, действующим в данной сфере,
  • включение в содержание коллективного договора положений по защите от пожаров,
  • обеспечение доступа к своим зданиям и производственным мощностям инспекторам ГПН,
  • при выявлении нарушений организации обязаны оперативно их устранить,
  • своевременное представление документов для проведения проверки,
  • оперативное сообщение о произошедших возгораниях.

ВАЖНО. Руководители организаций должны помнить, что несут персональную ответственность за соблюдение всех требований и предписаний законодательства, действующего в области пожарной безопасности.

Проверка пожарной безопасности на наличие нарушений.

Распространенные нарушения

Чаще всего хозяйствующие субъекты допускают следующие виды нарушения правил пожарной безопасности:

  1. Наличие посторонних предметов, загораживающих выходы и входы, лестничные площадки, оконные проемы, люки и т.д. Обычно тут можно встретить мебель, остатки строительных материалов, нерабочее оборудование и прочие материальные ценности. Согласно действующим правилам данная территория не должна быть чем-либо заставлена.
  1. Нарушение требований, предъявляемых к состоянию эвакуационных путей – как правило, тут допускаются следующие виды ошибок:
  • использование эвакуационных путей не по назначению,
  • отсутствие необходимого количества выходов,
  • блокировка дверей (люков), в том числе установление решеток, замков,
  • обшивка эвакуационных путей материалами, которые легко воспламеняются,
  • неправильное расположение выходов.
  1. Ширина дверных проемов и лестниц не соответствует параметрам, установленным законом. В случае возникновения необходимости в быстрой эвакуации, из-за узких проходов может произойти «давка».
  2. Отсутствие знаков, указывающих на выход, и аварийного электропитания – по правилам, в случае пожара основной источник электричества отключается, однако взамен него должен включиться автоматический. Он необходим для освещения проходов к выходу из здания. Также везде по территории должны быть проставлены соответствующие указатели.
  3. Нарушение правил эксплуатации электропроводки (излишняя перегрузка сети, плохая изоляция или вовсе ее отсутствие).
  4. Нахождение систем тушения пожара, дымоудаления и оповещения о возгорании в неисправном состоянии.

Сотрудник МЧС проводит проверку ПБ.

Оформление результатов пожарных проверок

После завершения проверки соблюдения требований пожарной безопасности инспектор ГПН должен составить в двух экземплярах соответствующий акт.

В этом документе указываются сведения об организации, в отношении которой осуществлялся пожарный надзор, реквизиты соответствующего распоряжения, данные проверяющего лица и т.д. К акту могут быть приложены следующие документы:

  • протоколы, подтверждающие отбор образцов продукции,
  • бумаги, описывающие проведенные исследования и экспертизы,
  • объяснительные записки от сотрудников организации, несущих ответственность за соблюдение пожарной безопасности,
  • предписания об исправлении выявленных нарушений (при наличии таковых),
  • рапорт на увеличение срока проведения проверки,
  • документы, подтверждающие законность проведенного надзора,
  • иные бумаги, связанные с этим процессом.

Номер акта проверки должен совпадать с номером распоряжения органа ГПН, в соответствии с которым она была организована.

Все акты проверок в обязательном порядке должны быть учтены в специальном журнале.

ВНИМАНИЕ. Необходимо отметить, что при допущении нарушений в части пожарной безопасности, ответственные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и даже уголовной ответственности. В связи с этим данному вопросу следует уделить повышенное внимание.

Таким образом, существуют две основные разновидности проверок на предмет соблюдения требований, предписанных противопожарным законодательством. Это плановый и внеплановый осмотр предприятия, а также его документации.