Проверка требований пожарной безопасности
Согласно правилам российского законодательства организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. В целях осуществления надзора в данной области, соответствующими государственными органами периодически организуются проверки. Об особенностях и порядке их проведения подробно написано в настоящей статье.
Основания для проведения пожарной проверки
О необходимости проведения проверок на предмет соблюдения хозяйствующими субъектами (ООО, ИП и т.д.) и гражданами правил противопожарного законодательства четко написано в ФЗ РФ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ.
В качестве оснований для организации выездного пожарного надзора могут выступать следующие пункты:
- наступление даты проведения очередной плановой проверки (согласно утвержденному графику),
- окончание периода времени, в течение которого предприятие должно было устранить выявленные нарушения в части пожарной безопасности,
- введение в отношении объекта специального противопожарного режима (на основании соответствующего решения государственного органа),
- завершение строительства (модернизации, реконструкции и т.д.) здания и его ввод в эксплуатацию,
- поступление сигналов о нарушении конкретной организацией правил пожарной безопасности,
- при наличии соответствующего поручения Президента РФ, Правительства РФ либо требования, поступившего от прокурора (к примеру, если идет разбирательство по факту поступившей в прокуратуру жалобы).
СПРАВКА. В целом, общий перечень оснований можно разделить на две группы в зависимости от вида проверки. Она может быть плановая и неплановая. Более подробно этот вопрос описан ниже по тексту.
Кто может проводить пожарную проверку
В соответствии с п.1 Постановления правительства РФ от 12.04.2012 года № 290 проверять выполнение требований, предписанных в законодательстве о пожарной безопасности, уполномочены должностные лица органов государственного пожарного надзора.
В качестве проверяющих лиц выступают аттестованные государственные инспекторы. Они должны соответствовать следующим требованиям:
- иметь при себе служебное удостоверение,
- действовать на основании распоряжения руководителя государственного органа, осуществляющего пожарный надзор (этот документ должен быть с собой).
ВНИМАНИЕ. В случае несоблюдения перечисленных выше условий, организация имеет полное право не пустить проверяющего на свою территорию.
Права и обязанности проверяющих
Права и обязанности, которыми наделяются государственные инспекторы при проведении проверки в области пожарного надзора, подробно раскрыты в упомянутом выше Постановлении Правительства РФ.
К основным полномочиям проверяющих относятся следующие пункты (п. 9):
- проведение проверки на предмет соблюдения организациями и ИП правил, прописанных в противопожарном законодательстве,
- беспрепятственное проникновение на территорию предприятия, которое необходимо осмотреть (при предъявлении удостоверения и соответствующего распоряжения),
- организация исследований, экспериментов, а также иных мероприятий в целях реализации контроля,
- при необходимости проверяющее лицо может привлечь эксперта,
- инспектор вправе запросить у руководства компании любую документацию, связанную с проверкой,
- предъявление требований об устранении выявленных недочетов,
- расследование пожаров и совершенных нарушений,
- составление протоколов о выявленном административном правонарушении.
Помимо прав, инспекторы по пожарной безопасности также имеют и ряд обязанностей. Заключаются они в следующем (п. 17):
- своевременное выполнение поставленных задач – предотвращение, выявление и наказание за несоблюдение норм и правил пожарной безопасности,
- строгое соблюдение законодательства, регулирующего данную сферу,
- инспекторы должны действовать на основании официального распоряжения,
- проводить проверку можно только в рабочее время при наличии документов, подтверждающих такое право (распоряжение и удостоверение),
- проверяющее лицо не может запрещать руководству компании принимать участие в процедуре,
- ознакомление представителей организации с документами, относящимися к надзору в области пожарной безопасности,
- проверяющий должен ознакомить всех участников проверки с ее результатами,
- умение обосновать законность своих действий в случае, если проверяемая компания пожелает их оспорить,
- четкое соблюдение сроков процедуры,
- внесение соответствующей записи в журнал учета проверок,
- инспектор обязательно должен ознакомить руководство организации с содержанием административного регламента, согласно которому проводится проверка.
Виды пожарной проверки
Согласно Методическим рекомендациям, утвержденным МЧС РФ от 10.01.2016 года № 2-4-71-1-28, существуют две основные разновидности проверок такого рода:
- Плановая – обязательная проверка, которая производится при наступлении соответствующего периода времени.
- Внеплановая – она организуется только при наличии оснований, прописанных в законе (если ранее были выявлены нарушения, в случае поступления сигнала о несоблюдении противопожарного законодательства и др.).
Плановая
Как уже было сказано ранее, основанием для плановой проверки является наступление очередной даты для ее проведения. Правила организации этой процедуры подробно расписаны в разделе 10 упомянутых выше Методических рекомендаций.
Главная цель реализации данного мероприятия – установление факта соблюдения организацией правил пожарной безопасности в ходе осуществления хозяйственной деятельности. Проверка проводится в выездной форме по месту нахождения предприятия.
ВАЖНО. О предстоящем визите пожарного инспектора юридическое лицо (ИП) должно быть уведомлено за 3 дня до этой даты. В адрес компании должна быть направлена копия соответствующего распоряжения руководителя ГПН.
В общем виде алгоритм проведения плановой проверки включает в себя следующие этапы:
- Подготовка к обследованию объектов – сбор бумаг, просмотр нормативных документов, регулирующих данную область, и т.д.
- Проведение экспертизы в отношении организации на предмет соблюдения всех норм и предписаний законодательства о пожарной безопасности.
- Предварительное оформление результатов проверки – составление списка нарушений (при наличии), подготовка акта проверки и проекта предписания.
- Обсуждение всех выявленных недочетов и оформление окончательных результатов проверки, после чего они вручаются руководству проверяемой организации.
- Применение мер воздействия на нарушителя требований пожарной безопасности – составление протокола, сбор доказательств, а также дальнейшее направление материалов в суд для проведения разбирательства.
Внеплановая
Основания для проведения внеплановой проверки подробно раскрыты в ч. 5 ст. 6.1 ФЗ РФ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ. Также они были описаны выше по тексту.
Основное отличие внеплановой проверки пожарной безопасности от плановой, заключается в том, что она производится только в отдельных случаях, строго установленных законом. Порядок ее реализации описан в разделе 11 Методических рекомендаций.
Цель реализации такого мероприятия зависит от основания его проведения. К примеру, это может быть проверка того, устранило ли руководство компании нарушения, выявленные в прошлый раз.
При реализации внепланового осмотра объекта на предмет соблюдения требований пожарной безопасности, проверяющие лица должны соблюдать следующие условия:
- проверку в отношении ООО и ИП можно производить только после согласования данной процедуры с прокуратурой. Уведомление должно быть направлено в день издания соответствующего распоряжения органом ГПН,
- если целью обследования выступает допущенное ранее нарушение, то проверка организуется в выездной форме,
- организация должна быть уведомлена о предстоящем мероприятии за 24 часа до его начала,
- сведения о результатах проверки, в том числе и выявленных нарушениях, должны быть размещены на сайте органа ГПН.
Категории риска объекта
Согласно правилам, прописанным в законе, государственный орган при осуществлении надзора за соблюдением требований пожарной безопасности применяет риск-ориентированный подход. Исходя из него все организации, в отношении которых производится проверка, делятся на 6 категорий по степени риска (Приложение к Постановлению Правительства РФ от 12.04.2012 года № 290):
- Чрезвычайно высокий – здания, где проживают дети, старые люди, инвалиды и прочие лица с ограниченными возможностями в количестве, превышающем 10 человек, садики, детские лагеря с круглосуточным пребыванием несовершеннолетних и т.д.
- Высокий – учреждения начального, основного и среднего образования, медицинские организации, где люди остаются в ночное время и другие объекты, предназначенные для оказания врачебной помощи и прохождения санитарно-курортного лечения.
- Значительный – здания, где временно пребывают люди с целью получения медицинских и социальных услуг, сооружения, рассчитанные на одновременное проживание более 1000 человек, объекты, чья высота превышает 50 метров (за исключением МКД), организации высшего образования и действующие при них общежития и др.
- Средний – многоквартирные дома и здания от 28 метров и больше, дома, которые рассчитаны на одновременное проживание более 200 человек, консульства и др.
- Умеренный – здания, чья площадь рассчитана на проживание более 50 человек, объекты со статусом умеренной и пониженной пожароопасности, наружные установки.
- Низкий – в данную группу входят все другие объекты, которые не вошли в приведенные выше разновидности.
Что проверяют в ходе проверки
Перечень вопросов, на которые обращает внимание проверяющий, включает в себя следующие пункты (ч. 6 раздела 10 Методических рекомендаций):
- условия, в которых содержатся здания, прилегающая территория, технологические установки, инженерные сети и т.д.,
- полнота соблюдения всех мероприятий, необходимых для предотвращения пожаров,
- наличие и уровень работоспособности устройств индивидуального и коллективного спасения,
- общее состояние механизмов, призванных обеспечить противопожарную защиту (пожарные лестницы, системы защиты от дыма, системы оповещения о чрезвычайной ситуации и др.),
- также проверке подвергается и сам персонал организации. Проверяющий инспектор устанавливает степень готовности сотрудников к действиям в случае возгорания,
- наличие на предприятии специальных веществ, предназначенных для тушения пожара.
Отдельным этапом проверки выступает обследование территории, зданий и пристроек, сооруженных в организации. В рамках этого направления пожарный инспектор обращает внимание на следующие нюансы:
- наличие свободных выездов и въездов, площадок для размещения пожарной техники, а также их состояние,
- уровень защиты от коротких замыканий,
- системы вентиляции и отопления,
- соответствие параметров здания требованиям, прописанным в нормативных актах о пожарной безопасности и др.
Какие документы проверяются при проверке
Одним из обязательных этапов выступает проверка состояния документации организации. Должностное лицо ГПН может запросить и исследовать на предмет нарушений следующие виды бумаг:
- организационно-распорядительные документы, в которых прописан порядок организации процесса обучения кадров правилам пожарной безопасности,
- лицензию ООО или индивидуального предпринимателя на осуществление деятельности, связанной с пожарной безопасностью,
- декларацию (сертификат) о соответствии реализуемой продукции нормативным требованиям противопожарного законодательства (в случаях, когда это необходимо),
- техническую документацию на производимые или поставляемые вещества, материалы или продукцию. Тут проверяется наличие сведений о показателях пожарной безопасности и соответствующих мерах, которые должны соблюдаться при обращении с тем или иным видов изделий,
- иные бумаги, имеющие отношение к проверке.
Сроки и периодичность проведения проверки
Конкретные сроки проведения проверок (на предмет соблюдения организациями и ИП требований пожарной безопасности) прописаны в разделе 8 упомянутых выше Методических рекомендаций.
Так, в соответствии с данным нормативным документом общая продолжительность этого процесса не может превышать 20 рабочих дней. При этом в отношении малых предприятий проверка должна длиться не более 50 часов, а микропердприятий – до 15 часов в год.
ВНИМАНИЕ. В отдельных ситуациях, когда требуется проведение сложных исследований и экспертиз, срок проверки может быть продлен еще на 20 дней. Соответствующее распоряжение должен издать начальник органа ГПН.
Периодичность осуществления надзора в области соблюдения норм пожарной безопасности зависит от категории риска, под которую попадает конкретный объект. Тут встречаются следующие варианты (п. 21 Постановления Правительства РФ от 12.04.2012 года № 290):
- один раз год (для организаций из категории чрезвычайного риска),
- один раз в 2 года (высокий риск),
- один в течение 3 лет (значительный риск),
- один раз в 5 лет (средний риск),
- один раз в течение 6 лет (умеренный риск).
В отношении организаций, которым присвоена категория низкого риска, проверка соблюдения требований пожарной безопасности не производится.
Права и обязанности проверяемых организаций
Права и обязанности есть не только у лиц, осуществляющих проверку. Определенным набором полномочий также наделены и организации, в отношении которых осуществляется пожарный надзор. В данный перечень входит следующее (ч. 1 ст. 37 ФЗ РФ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ):
- создание, реорганизация и прекращение деятельности пожарной охраны, которую предприятие содержит за свой счет,
- внесение предложений в государственные органы по вопросу обеспечения пожарной безопасности,
- проведение необходимых расследований с целью установления причин возгорания, возникшего в организации,
- использование способов социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности,
- запрос и получение необходимой информации от органов ГПН,
- принятие участие в проверке, а также ознакомление с ее результатами.
За организациями также закрепляется ряд обязательств, которые они должны неуклонно соблюдать. Речь идет о следующих пунктах, прописанных в ч. 2 ст. 37 упомянутого выше ФЗ РФ:
- строгое соблюдение всех требований и предписаний пожарной безопасности,
- применение мер, направленных на защиту от пожаров и возгораний,
- обучение кадров правилам, действующим в данной сфере,
- включение в содержание коллективного договора положений по защите от пожаров,
- обеспечение доступа к своим зданиям и производственным мощностям инспекторам ГПН,
- при выявлении нарушений организации обязаны оперативно их устранить,
- своевременное представление документов для проведения проверки,
- оперативное сообщение о произошедших возгораниях.
ВАЖНО. Руководители организаций должны помнить, что несут персональную ответственность за соблюдение всех требований и предписаний законодательства, действующего в области пожарной безопасности.
Распространенные нарушения
Чаще всего хозяйствующие субъекты допускают следующие виды нарушения правил пожарной безопасности:
- Наличие посторонних предметов, загораживающих выходы и входы, лестничные площадки, оконные проемы, люки и т.д. Обычно тут можно встретить мебель, остатки строительных материалов, нерабочее оборудование и прочие материальные ценности. Согласно действующим правилам данная территория не должна быть чем-либо заставлена.
- Нарушение требований, предъявляемых к состоянию эвакуационных путей – как правило, тут допускаются следующие виды ошибок:
- использование эвакуационных путей не по назначению,
- отсутствие необходимого количества выходов,
- блокировка дверей (люков), в том числе установление решеток, замков,
- обшивка эвакуационных путей материалами, которые легко воспламеняются,
- неправильное расположение выходов.
- Ширина дверных проемов и лестниц не соответствует параметрам, установленным законом. В случае возникновения необходимости в быстрой эвакуации, из-за узких проходов может произойти «давка».
- Отсутствие знаков, указывающих на выход, и аварийного электропитания – по правилам, в случае пожара основной источник электричества отключается, однако взамен него должен включиться автоматический. Он необходим для освещения проходов к выходу из здания. Также везде по территории должны быть проставлены соответствующие указатели.
- Нарушение правил эксплуатации электропроводки (излишняя перегрузка сети, плохая изоляция или вовсе ее отсутствие).
- Нахождение систем тушения пожара, дымоудаления и оповещения о возгорании в неисправном состоянии.
Оформление результатов пожарных проверок
После завершения проверки соблюдения требований пожарной безопасности инспектор ГПН должен составить в двух экземплярах соответствующий акт.
В этом документе указываются сведения об организации, в отношении которой осуществлялся пожарный надзор, реквизиты соответствующего распоряжения, данные проверяющего лица и т.д. К акту могут быть приложены следующие документы:
- протоколы, подтверждающие отбор образцов продукции,
- бумаги, описывающие проведенные исследования и экспертизы,
- объяснительные записки от сотрудников организации, несущих ответственность за соблюдение пожарной безопасности,
- предписания об исправлении выявленных нарушений (при наличии таковых),
- рапорт на увеличение срока проведения проверки,
- документы, подтверждающие законность проведенного надзора,
- иные бумаги, связанные с этим процессом.
Номер акта проверки должен совпадать с номером распоряжения органа ГПН, в соответствии с которым она была организована.
Все акты проверок в обязательном порядке должны быть учтены в специальном журнале.
ВНИМАНИЕ. Необходимо отметить, что при допущении нарушений в части пожарной безопасности, ответственные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и даже уголовной ответственности. В связи с этим данному вопросу следует уделить повышенное внимание.
Таким образом, существуют две основные разновидности проверок на предмет соблюдения требований, предписанных противопожарным законодательством. Это плановый и внеплановый осмотр предприятия, а также его документации.
Обратная связь
Пожалуйста, заполните поля формы.
Задать вопрос
Пожалуйста, заполните поля формы и нажмите кнопку «Задать вопрос».