Электрозащитные средства вывозимые на пожарном автомобиле
Без специального оборудования пожарные не смогли осуществлять свою работу и спасать чужие жизни. Сегодня мы поговорим про электрозащитные средства, вывозимые на пожарном автомобиле, которые применяются в подразделениях ГПС. Мы коротко изучим полный перечень подобных электрозащитных средств, что из себя представляет каждый отдельно взятый элемент, как им правильно пользоваться, его характеристики и показатели непригодности.
Перечень электрозащитных средств
- Специальные диэлектрические резиновые перчатки. Изготавливаются данные защитные перчатки по ГОСТу из латекса. Они являются бесшовными и защищают руки от электрического тока. Позволяют безопасно работать с напряжением до 1 кВ. Могут использоваться при температурах от -40 до +30 градусов;
- Диэлектрические резиновые боты или галоши. Это электрозащитное средство является дополнительное защитой от поражения током. У диэлектрических галош имеется маркировка Эв. Они могут использоваться при диапазоне температур от -30 до +50 градусов;
- Диэлектрические резиновые коврики. Размер коврика не менее 50х50 сантиметров. Поверхность этого электрозащитного средства всегда рифлёная. Коврики гарантируют дополнительную защиту при работах с электрическим током. Данные изделия могут использоваться при работе с напряжением более 1 кВ;
- Специальные изолированные ножницы, предназначенные для разрезания электрических проводов. С помощью данного инструмента может осуществляться резка проводов с напряжением до 1000 Вт. Подробный перечень требований к данным ножницам регламентируется ГОСТом;
- Надёжные переносные элементы заземления, изготовленные из гибких медных проводов, любой длины. Сечение медной жилы должно быть не меньше 12 квадратных миллиметров для пожарных машин, у которых в основе защитный тип заземления.
Для проверки и испытаний перечисленных средств защиты используются специальные лаборатории, у которых на подобные работы имеется разрешение от профильных надзорных ведомств. По итогу проведённых испытаний составляется акт, который необходимо сохранить в подразделении ГПС вплоть до новых проверок. Следует заметить, что перчатки, боты или галоши и коврики отмечаются специальным штампом, на котором виден срок следующих проверок.
Когда должны проводиться испытания?
Возможность использования в работе электрозащитных средств может быть определена как обычным осмотром, так и в лаборатории на испытаниях. Внешний осмотр осуществляется каждый день в момент заступления на дежурства личного состава подразделений ГПС. Электрозащитные средства осматривают те сотрудники подразделений, за которыми их закрепили.
Непригодность электрозащитных средств по внешним признакам определяется в следующих случаях:
- Диэлектрические резиновые перчатки, боты или галоши и коврики – наличие проколов, разрывов и непредусмотренных отверстий;
- Изолированные ножницы – нарушение изоляционного слоя на рукоятке, отсутствие упорных колец и резиновых втулок.
- Переносное заземление – разрушенные контактные соединения, нарушенная механическая прочность медных проводов. Если оборвано более 10% медных жил, то заземление использовать нельзя.
Проверка электрозащитных средств осуществляется в следующие сроки:
- Специальные диэлектрические резиновые перчатки — 1 раз в полгода;
- Диэлектрические резиновые боты или галоши — каждые 3 года;
- Специальные изолированные ножницы, предназначенные для разрезания электрических проводов — каждый год.
Если средство защиты не прошло в установленное время проверку, то его считают непригодным для использования. Хранение электрозащитных средств, вывозимых на пожарном автомобиле, осуществляется отдельно от ПТВ.
ПРИКАЗ МЧС РФ ОТ 31.12.2002 N 630 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПРАВИЛ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ (ПОТРО-01-2002)»
337. К электрозащитным средствам, применяемым в подразделениях ГПС, относятся:
- перчатки резиновые диэлектрические;
- галоши (боты) резиновые диэлектрические;
- коврики резиновые диэлектрические размерами не менее 50 x 50 см с рифленой поверхностью;
- ножницы для резки электропроводов с изолированными ручками (требования к указанным электрозащитным средствам определены ГОСТ);
- переносные заземлители из гибких медных жил произвольной длины, сечением не менее 12 мм2 для пожарных автомобилей, у которых основная система защиты — защитное заземление.
338. Испытания электрозащитных средств проводятся специальными лабораториями, имеющими на это разрешение органов Госэнергонадзора. Результаты испытаний оформляются актом, который хранится в подразделении ГПС до проведения следующего испытания. На перчатках, ботах, ковриках и т.д. ставится штамп с указанием срока следующего испытания.
339. Сроки проведения испытаний:
- перчатки резиновые диэлектрические — один раз в 6 месяцев;
- галоши резиновые диэлектрические — один раз в 3 года;
- боты резиновые диэлектрические — один раз в 3 года;
- ножницы для резки электропроводов с изолированными ручками — один раз в год.
Отбраковка ковриков резиновых диэлектрических при внешних осмотрах не реже 1 раза в год.
340. Пригодность к работе защитных изолирующих средств определяется внешним осмотром и испытанием. Внешний осмотр проводится ежедневно при заступлении на боевое дежурство личным составом подразделений ГПС, за которым они закреплены.
341. Внешними признаками, определяющими непригодность средств электрической защиты, являются:
- для ножниц — повреждение изоляции на рукоятках и отсутствие упорных колец и резиновых втулок на концах рукояток;
- для резиновых перчаток, галош (бот), ковриков — проколы, разрывы, наличие отверстий;
- для переносного заземления — разрушение контактных соединений, нарушение механической прочности медных жил (обрыв более 10% медных жил).
342. Все средства электрической защиты, не прошедшие в установленные сроки испытания, считаются непригодными к использованию.
343. Электрозащитные средства хранятся на пожарном автомобиле отдельно от ПТВ и шанцевого инструмента в зачехленном виде.
Обратная связь
Пожалуйста, заполните поля формы.
Задать вопрос
Пожалуйста, заполните поля формы и нажмите кнопку «Задать вопрос».