Тактико-технические характеристики пожарных автомобилей

В связи с тем, что пожары бывают разного масштаба и на различных объектах, существует множеством типов пожарных автомобилей. Все они различаются по вместимости резервуара, по колёсной базе, подключённому оборудованию, числу людей в кабине и другим параметрам. Все это называется тактико-техническими характеристиками, о которых мы и расскажем в данном материале. Также будут приведены несколько примеров конкретной техники с подробным описанием.

ТТХ основных пожарных автомобилей

Одним из видов такой техники является автоцистерна (АЦ). Она может служить не только для доставки средств пожаротушения и боевого расчёта к месту пожара, но и непосредственно борьбы с огнём, передачи воды от водоёма к другим ПА. Ниже приведём конкретные примеры автоцистерн, используемых на сегодняшний день.

АЦ-0.8-4/400 (432732)

Автоцистерна используется для следующих видов работ:

  • Доставка к территории возгорания людей, необходимого оборудования для проведения спасательных работ (АСР), пожарного инструмента.
  • Обеспечение освещения объекта и поддержания связи между членами расчёта.
  • Тушение огня, посредством подачи воды из установленного резервуара, либо с помощью воздушно-механической пены (ВМП) малой и средней кратности. Для этого используется рукав, снабжённый стволом повышенного давления. Дополнительно предусмотрена возможность подключения к городским коммуникациям.
  • Выполнение АСР непосредственно на месте пожара.

Данная пожарная техника способна работать при температурах -40° — +40°, что позволяет отнести её к классу для умеренного климата. Основными элементами АЦ являются:

  • шасси;
  • совмещенная кабина;
  • насос;
  • резервуар;
  • пенобак;
  • телескопическая мачта;
  • электрическое оборудование;
  • пожарно-техническое вооружение (ПТВ).

В качестве сигнально-громкоговорящей системы здесь применяется СГС-01 «Корвет». Насос функционирует от основного мотора, посредством:

  • коробки отбора мощности (КОМ);
  • карданной передачи;
  • редуктора.

Потребители АЦ запитываются от самого шасси – 12В постоянного тока. 3 варианта работы на месте возгорания:

  • тушение пеной из пенобака;
  • тушение водой из цистерны, гидранта или водоёма.

Все необходимое ПТВ размещается в специальных отделениях на кузове, оборудованных ящиками с выдвижным механизмом и крепёжными элементами.

АЦ-2.2-40(33081)

Основное предназначение:

  • Доставка пожарного расчёта, ПТВ и дополнительных веществ для тушения огня.
  • Тушение пожара водой из собственного резервуара или гидранта, либо ВМП средней кратности из встроенного пенообразователя.
  • Есть возможность подачи воды из водоёма, благодаря встроенному насосу.

ПА создана для эксплуатации в условиях умеренного климата в температурном диапазоне -40° — +40°. Основные элементы АЦ:

  • шасси;
  • кабина;
  • насос с индивидуальным приводом;
  • резервуар;
  • система пенообразования;
  • электрическое оборудование;
  • пожарно-техническое вооружение (ПТВ).

Сигнализация обеспечивается одной из следующих систем:

  • «Корвет»;
  • «Южный Урал».

Работа техники ведётся до полного гашения пламени с последующим заливанием пены. Насос приводится в действие двигателем через КОМ и карданную передачу. Для забора воды из водоёма используется всасывающая линия вакуумного типа. Может работать в нескольких режимах:

  • самостоятельное тушение ВМП из резервуара;
  • тушение водой из бака, водоёма или сетей коммуникаций;
  • подавать воду на другую автоцистерну, в случае дальнего расположения места забора воды от пожара.

Линия питания 24В постоянного тока. Всё необходимое ПТВ находится на верхней части кузова и в специальных отделениях с крепежами.

АЦ-5-40 (5557)

Предназначения для выполнения следующих работ:

  • Транспортировке членов пожарного расчёта, ПТВ и запаса средств пожаротушения.
  • Тушение пожара водой, подаваемой из резервуара, водоёма или сети водоснабжения, а также ВМП средней и малой кратности из пенобака или дополнительного, установленного на другом ПА.

Может функционировать в качестве самостоятельной техники, борясь с огнём при помощи воды или пены из внутренних резервуаров. Присутствует насос для наполнения резервуара из ближайших источников воды – естественных и искусственных. Предназначена для эксплуатации при умеренной температуре от -40° до +40°. Основные элементы АЦ:

  • шасси;
  • модульная кабина;
  • насос с индивидуальным приводом;
  • вакуумный насос;
  • резервуар;
  • система пенообразования;
  • электрическое оборудование;
  • пожарно-техническое вооружение (ПТВ).

Электропитание посредством постоянного тока в 24В. Применяется сигнализационная система «Корвет». Насос устанавливается в заднем отделении кузовной части. Имеется встроенная система поддержания положительной температуры водяного резервуара посредством нагревательного коллектора на левой части рамы. Работает в 3 главных режимах:

  • тушение ВМП из собственного пенобака;
  • тушение водой из встроенного  резервуара, водоёма или гидранта;
  • всасывать воду из водоёма и передавать другой технике.

Предусмотрен удалённый запуск двигателя. Основное ПТВ крепится к крыше кузова и встроенным отделениям.

АЦ-10-40 (53229)

Крупногабаритная пожарная цистерна, способная выполнять следующие задачи:

  • Перевозить людей, ПТВ и запас веществ для борьбы с пламенем.
  • Тушение больших возгораний на промышленных предприятиях, связанных с добычей и переработкой химических, газовых и нефтяных веществ.
  • Тушение при помощи воды из резервуара, либо посредством всасывания из водоёма. Также имеется встроенный бак для ВМП и возможность подключения к другим ПА.

Используется при работах на пожаре как самостоятельная единица техники или для перекачивания из водоёма в другие автомобили. Относится к категории для умеренного климата и работает при температурах -40° — +40°. Составляющие элементы:

  • шасси;
  • модульная кабина;
  • насос с индивидуальным приводом;
  • вакуумный насос;
  • резервуар;
  • система пенообразования;
  • съёмный ствол лафета;
  • электрическое оборудование;
  • приводы управления;
  • пожарно-техническое вооружение (ПТВ).

Сигнализация используется типа «Южный Урал». Насос приводится в действие от двигателя, через КОМ и карданную передачу. Для всасывания воды из водоёмок применяется насос АВС-01Э. Предусмотрены следующие режимы работы:

  • тушение при помощи ВМП из цистерны;
  • тушение при помощи воды из цистерны, водоёма или коммуникационной системы на месте;
  • перекачивать воду в другой ПА.

Электрическое оборудование работает от 24В постоянного тока. ПТВ находится на крыше кузова и в специальных отделениях с креплениями.

Сравнительная таблица ТТХ основных пожарных автомобилей:

Показатель

 


АЦ-0.8-4/400 (432732)

 


АЦ-2.2-40 (33081)

 


АЦ-5-40 (5557)

 


АЦ-10-40 (53229)
Шасси ЗИЛ-432732 ГАЗ-33081 УРАЛ-5557 КамАЗ-53229
Колесная формула 4х4 4х4 6х6 6х4
Мощность мотора, кВт/л.с. 80 (108.8) 86.2 (117) 176 (230) 176 (240)
Макс.скорость, км/ч 90 80 80 85
Топливо дизель дизель дизель дизель
Места 1+6 1+3 1+6 1+6
Резервуар, л 800 2 200 5 000 10 000
Пенобак, л 50 200 350 600
Насос НЦПВ-40/400 ПН-40/УВ ПН-40/УВ ПН-40/УВ
Установка насоса задняя средняя задняя задняя
Подача, л/с 4 40 40 40
Напор, м 400 100 100 100
Масса, кг 8 100 7 840 16 740 24 000
Габариты, м 6700х2500х3000 6300х2500х2800 8500х2500х3300 8500х2500х2900

ТТХ специальных пожарных автомобилей

Основными из представителей данной техники являются автолестницы. Это пожарный автомобиль, снабжённый выдвижной лестницей, с функцией поворота. Она служит для выполнения АСР выше уровня земли, доставки необходимых инструментов и средств пожаротушения на высоту, а также членов расчёта. АЛ различаются по нескольким параметрам:

  • Высота подъёма. Измеряется от уровня земли до низа люльки или последней ступени лестницы.
  • Вылет лестницы. Расстояние между осевой точкой лестничного механизма и внешним краем люльки или последней ступенью.
  • Максимальная рабочая нагрузка на стрелу. Безопасный показатель килограмм-силы, которую способна выдержать техника.
  • Угол поворота стрелы. На сколько градусов может поворачиваться лестница.
  • Угол подъёма лестницы. Максимальный показатель в градусах, измеряемый между горизонтальной осью и осью стрелы.
  • Время маневра. За сколько секунд автолестница способна выполнить определённую задачу – подъём/спуск, выдвигание/сдвигание, полный оборот вокруг своей оси (при возможности), установка на опоры.

АЛ-17 (5301)

Используется для следующих задач:

  • спасательные;
  • противопожарные;
  • аварийно-восстановительные.

Доставляет людей, ПТВ, инструмент и оборудование к месту работ. Способна поднять груз на высоту 17 м. Оборудована платформой с заградительными устройствами, предназначенной для тушения пожара непосредственно с верха, для чего может быть установлен лафетный ствол. Основные элементы:

  • шасси;
  • опоры;
  • поворотный механизм;
  • выдвигающее устройство;
  • комплект сочленений лестницы;
  • панель управления;
  • гидрооборудование;
  • электрическое оборудование;
  • противопожарное оборудование;
  • платформа;
  • одиночный комплект запасных частей, инструментов и принадлежностей (ЗИП).

Предусмотрена силовая группа, направляющая жидкость от гидравлического насоса к приводу автолестницы. Для размещения ПТВ имеются отсеки, снабжённые крепежными устройствами. Для питания электрооборудования подаётся постоянный ток в 24В. Имеется СГС «Смерч».

АЛ-30 (T815)

Подходит к использованию в следующих типах работ:

  • спасательные;
  • противопожарные;
  • аварийно-восстановительные.

Может транспортировать расчёт, ПТВ, инструмент и оборудование к необходимому месту, и осуществлять их подъём на высоту 30 м. Оборудована люлькой, где возможна установка лафетного ствола для тушения возгорания с высоты. Основные элементы:

  • шасси;
  • опоры;
  • поворотный механизм;
  • выдвигающее устройство;
  • комплект сочленений лестницы;
  • панель управления;
  • гидрооборудование;
  • электрическое оборудование;
  • противопожарное оборудование;
  • люлька;
  • одиночный комплект ЗИП.

Через силовую группу подаётся рабочая жидкость между гидронасосом и дополнительными элементами. ПТВ закрепляется в специальных отделениях. На электрооборудование подаётся напряжение в 24В постоянного тока.

АЛ-50 (65115)

Применяется на следующих работах:

  • спасательные;
  • противопожарные;
  • аварийно-восстановительные.

Может перевозить рабочую группу людей, ПТВ и оборудование, а также поднимать их на 50 м. Оборудована люлькой, где возможна установка лафетного ствола для тушения возгорания с высоты. Основные элементы:

  • шасси;
  • опоры;
  • подъёмно-поворотный механизм;
  • поворотный механизм;
  • стрела телескопического типа;
  • лифт;
  • панель управления;
  • гидрооборудование;
  • электрическое оборудование;
  • противопожарное оборудование;
  • люлька;
  • одиночный комплект ЗИП.

Силовая группа служит для нагнетания жидкости с гидронасоса на дополнительное оборудование. Для ПТВ есть отсеки с креплениями. Электрооборудование работает на постоянном токе в 24В.

АЛ-30/40 (4320)

Применяется на следующих работах:

  • спасательные;
  • противопожарные;
  • аварийно-восстановительные.

Доставляет пожарный расчёт или спасателей, ПТВ и оборудование к объекту проведения работ, и способна поднимать их на высоту в 30 м. Основные элементы:

  • шасси;
  • опоры;
  • поворотный механизм;
  • устройство выдвигания;
  • панель управления;
  • гидрооборудование;
  • электрическое оборудование;
  • платформа;
  • одиночный комплект ЗИП.

В верхней части лестницы имеется ствол, посредством которого возможно тушение пожара водой или пеной. Для забора веществ применяется насос ПН-40/УВ, подключающийся к другому ПА, гидранту, либо водоёму. Они подаются через рукав к стволу или устройству для создания пены, вмещающему 300 литров. Силовая группа позволяет передавать жидкость от гидронасоса к другим органам гидравлического привода.

ПТВ размещается в отделениях с креплениями. Питание всех электрических систем идёт от постоянного тока с напряжением 24В. Имеется система дистанционного запуска двигателя, а также его остановки.

Показатель

 


АЛ-17 (5301)

 


АЛ-30 (T815)

 


АЛ-50 (65115)

 


АЛ-30/40 (4320)
Шасси ЗИЛ-5301 TATRA-T815 КамАЗ-65115 Урал-4320
Колесная формула 4х2 4х4 6х4 6х6
Мощность мотора, кВт/л.с. 80 (109) 230 (313) 176 (240) 169 (220)
Макс.скорость, км/ч 95 100 80 80
Топливо дизель дизель дизель Дизель
Места 1+2 1+2 1+2 1+5
Высота подъёма, м 17 30 50 30
Вылет лестницы, м 14.2 20 20 16
Максимальная рабочая нагрузка на стрелу, кгс 160 200 300 160
Угол поворота стрелы, градусы 360 360 360 360
Угол подъёма лестницы, градусы 0 — +75 -7 — +75 -4 — +73 -4 — +735
Время, секунды
— подъём-спуск 25-25 40-35 40-40 25-25
— выдвигание-сдвигание 25-25 40-35 70-60 45-45
— полный оборот вокруг своей оси 60 55 65 45
— установка на опоры 45 45 60 45
Масса, кг 6 800 16 000 22 000 13 680
Габариты, м 7700х2500х2600 11000х2500х3400 11500х2500х3500 10150х2500х3400

Виды пожарных автомобилей и их классификация

Более подробно ознакомиться с вариантами техники можно на данной странице нашего портала, а здесь расскажем об основных нюансах. В зависимости от своего предназначения ПА делятся на 3 типа:

  • Основные, общего применения.
  • Основные, целевого применения.
  • Специальные.

Кроме этого, при борьбе с огнём применяется вспомогательная техника.

Основные

Служат для транспортировки людей, тушения возгораний при помощи воды или пены из имеющегося резервуара, гидранта или водоёма, выполнения АСР. Могут применяться на территории городов и за их пределами. В зависимости от конкретного варианта использования различают следующие виды:

  • автоцистерны (АЦ, АЦЛ, АЦПК);
  • насосно-рукавные (АНР);
  • с насосом высокого давления (АВД);
  • первой помощи (АПП);
  • пожарно-спасательные (АПС и ПСА).

Исходя из того на каком месте используется, каким типом средств выполняется тушение и дополнительные функции, подразделяют на следующие ПА:

  • аэродромные (АА);
  • порошкового тушения (АП);
  • пенного тушения (ПТ);
  • комбинированного тушения (АКТ);
  • газового тушения (АГТ);
  • газоводяного тушения (АГВТ);
  • насосная станция (ПНС);
  • газоводяное тушение (АГВТ);
  • пеноподъемник (ППП).

Специальные

Такие пожарные автомобили используются для выполнения определённых видов работ во время пожара, например – поднятие грузов и средств пожаротушения, слом конструкций, подача освещения, удаление воды из сооружений, ремонт оборудования и т.д. Сюда относятся следующие автомобили:

  • автолестница (АЛ);
  • коленчатый автоподъёмник (АПК);
  • телескопический автоподъёмник с лестницей (ТПЛ);
  • аварийно-спасательный (АСА);
  • водозащитный (АВЗ);
  • связь и освещение (АСО);
  • газодымозащита (АГ);
  • дымоудаление (АД);
  • рукавный (АР);
  • штабной (АШ);
  • автолаборатория (АЛП);
  • профилактика и ремонт связи (АПРСС);
  • диагностика техники (АДПТ);
  • база службы газодымозащиты (АБГ);
  • техническая служба (АПТС);
  • отогрев техники (АОПТ);
  • компрессорная станция (ПКС);
  • пожарно-технический (АТ);
  • оперативно-служебный (АОС).

Вспомогательная техника

Основная задача этих автомобилей – обеспечение нормального функционирования пожарных автомобилей. Сюда может относиться перевозка людей, грузов, оборудования, инструментов, заправки и т.д. К вспомогательной технике относятся:

  • бензовоз;
  • автомастерская;
  • легковые и грузовые машины;
  • автобусы.