Пожарный поезд: назначение, виды и их характеристики

Пожарно-спасательная техника имеет особую классификацию, согласно которой пожарный поезд относится к спецтехнике и его использование допустимо исключительно в определенных целях. Согласно ГОСТу 12.2.047-86 «Пожарная техника. Термины и определения», понятием пожарная машина обозначается не конкретно автомобиль, а вся пожарная техника, которая представлена разнообразной спецтехникой, включающей автомобили, корабли, небольшие катера, танки, роботов.

Задачи пожарного поезда

Виды пожарных поездов.

Эшелон, в первую очередь, представляет собой техническое средство для тушения очагов возгорания любой площади. Также первостепенной задачей выступает спасение людей.

Являясь независимым и достаточно мобильным транспортом, состав способен гасить очаги возгорания, возникшие не только на железнодорожных путях, но и локализующиеся недалеко них. Расстояние от ЖД полотна до пожара, на котором сможет функционировать поезд, полностью зависит от его характеристик.

Пожарно-спасательная техника железной дороги способна погасить обширный очаг возгорания. Один состав может полноценно заменить собой технику 4 пожарных частей или 30 пожарных авто. Использование такой техники обосновано как для ликвидации очагов возгорания, так и для сбора пролитых химических, горючих и смазочных веществ.

РЖД владеет более чем 300 единицами пожарных составов, каждый из которых обслуживает отдельную территорию. В пределах этого участка поезд имеет постоянное месторасположение на определенной станции.

Данная спецтехника используется для гашения возгораний не только на стационарных объектах РЖД, но и большинства крупных возгораний в районе доступности.

Категории поездов и их оснащение

Задачи пожарного поезда.

Пожарные эшелоны подразделяют на две категории. Обязательный состав 2 категории включает в себя следующее оснащение:

  • цистерны для воды;
  • вагоны с насосами, со спецоборудованием, с местами для пожарных;
  • пенообразователь;
  • пожарные рукава;
  • емкость со сжатым воздухом или оборудование для его получения;

Поезда 1 категории обладают увеличенной комплектацией в которую, кроме всего вышеперечисленного включены:

  • грузовой вагон;
  • контейнеры, в которых находятся инструменты, средства защиты, специальные приспособления и оборудования, размещенные на грузовой платформе;
  • пустые цистерны для сбора химических веществ, горюче-смазочных материалов;

Руководством РЖД предусмотрена и другая укомплектовка составов 1 категории, в зависимости от сложившейся ситуации и типа пожара.

Подробные технические характеристики категорий

Мобильность железнодорожной техники позволяет укомплектовывать ее любым количеством средств, лимитов на это нет. Но характеристика оснащения полностью зависит от категории.

Оснащение Категория 1 Категория 2
Водяные цистерны, объем м³ 50-72 25-50
Напорные рукава диаметром 51 мм, длина м 700 500
Напорные рукава диаметром 66 мм, длина м 1000-1500 800
Пенообразователь, объем л 10000 5000
Личный состав, кол-во человек 7 6
Мотопомпы, кол-во шт. 2 2
Огнетушители 5 2-5

В таблице указан минимум необходимого личного состава. В случае большой площади возгорания их количество будет увеличено до нужного показателя.

В оснащение пожарного состава не включен локомотив. В случае необходимости, его вызывают из депо или присоединяют от любого находящегося вблизи поезда.

Комплектовка вагонов

Комплектация пожарных поездов.

Вагоны каждого состава могу быть укомплектованы по разному. Поезда, способные тушить возгорание в туннелях, обязательно имеют в своем оснащении лафетные установки и оборудование, распыляющее любые огнетушащие вещества под давлением воздуха.

В любом пожарном железнодорожном составе присутствуют:

  • осветительное оборудование;
  • громкоговорители;
  • пожарный инструмент;
  • специальные устройства для ликвидации очагов возгорания;
  • радиостанции.

Поезда 1 категории оснащают специальной системой совмещенного пожаротушения. Ее месторасположение на отдельной площадке. Состоит она из двух емкостей, объемом 10м³.

В первой цистерне находится песок и огнетушащий порошок. Во второй — диоксид углерода. Объединяют их между собой трубамы, через которые углерод выдавливает огнетушащие вещества. Первая емкость оснащена пневмосистемой, которая перемешивает песок и порошок, чтобы избежать их утрамбовки.

Вагоны состава всегда выкрашены в красный цвет и обозначены двумя яркими белыми полосами. Ширина нижней равна 230 мм, верхней — 80 мм. Наличие белой надписи «пожарный поезд» — обязательно.

Основания для вызова

Причинами выезда пожарно-спасательного состава являются следующие возгорания:

  • в поездах;
  • на станциях;
  • на объектах железнодорожной системы;
  • на природных ресурсах, расстояние до расположения которых, не превышает технических возможностей состава.

Также, к явным причинам вызова относятся аварии, крушения железнодорожного транспорта, внеплановые ситуации, связанные с опасными грузами. Вызов поезда осуществляет руководитель МЧС на региональном уровне, используя диспетчерскую службу РЖД.

Движение поезда к месту пожара осуществляется на максимальной скорости, без остановок. Для этого весь железнодорожный транспорт, находящийся на пути следования состава, отправляют на запасные пути. Руководство составом лежит на начальнике поезда.

Местоположение пожарного поезда

Нахождение пожарных поездов в депо.

Эшелон размещается на станции, путь от которой до места конечного назначения, он сможет покрыть за 1,5 часа. Наиболее часто это крупная станция пассажирского, грузового или сортировочного назначения. Местоположение пожарного поезда определяется специальной комиссией, которая проверяет все необходимые условия.

Место дислокации должно быть оснащено не только бытовыми помещениями для личного состава, но и складом ГСМ, мастерской, гидрантом, телефонной линией, тренировочным залом. Запрещено нахождение других составов на месте расположения пожарной техники.

Иностранная техника

Передовыми моделями обладают Швейцария и Германия. Эти страны, в отличие от РФ, всегда комплектуют свои поезда локомотивами. В большинстве случаев один состав имеет два локомотива. При этом они находятся на противоположных концах эшелона, что способствует его неограниченной мобильности на путях.

Обе страны не считают затраченных средств на снабжение пожарно-спасательных поездов, поэтому обладают новейшими технологиями в тушении пожаров. У Германии на первом месте стоят аварийно-спасательные работы, поэтому их пожарные составы можно отнести к 1 категории по квалификации РФ.

Пожарные поезда являются основной тактической единицей для тушения очагов возгорания, проведения аварийно-спасательных работ. Также, составы обеспечивают средствами пожаротушения объекты и предприятия, прилегающие к железнодорожному полотну, или находящиеся в радиусе тактико-технических возможностей поезда. Пожарные составы запрещено привлекать к выполнению других задач.