КАЧЕСТВО И НАДЕЖНОСТЬ
В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

Производство пожарной автотехники
+7 (495) 933-82-54

 

 

 

 

История пожарного дела на Руси

 

Еще со времен зарождения цивилизации одним из самых необходимых средств для выживания человека стал огонь. И в это же время при утрате контроля, это грозная неуправляемая стихия, способная все смести на своем пути. На Руси с ее традициями деревянного зодчества пожары имели разрушительную силу, представляя собой практически ежедневную угрозу для людей, их жилья и имущества.
На Руси первые мероприятия пожарной безопасности были сугубо профилактическими – законы, карающие поджигателей, возведение вокруг городов каменных стен, издание правил пользования огнем и пр.
Появление активных мер по борьбе с огнем датируется серединой XVI века. Вскоре после страшного пожара, испепелившего Москву в 1547 году, на стрелецкие войска, как на самую высокоорганизованную структуру, возлагается новая обязанность – следить за пожарной безопасностью. Столетия спустя для подвоза пожарного инвентаря к местам возгорания стали использоваться обозы. Нарушителей правил обращения с огнем строго карают. Всем жителям рекомендуют держать дома кадки с водой, а на каждые 10 построек оборудуют специальный колодец для нужд пожарной безопасности.


В это время единственным механизированным устройством, применявшимся в борьбе с огнем, становятся водоливные трубы. Они представляли собой своеобразный поршень с узким соплом, с помощью которого вода могла подаваться на расстояние до 7 метров.
В XVIII веке организуется отдельная пожарная служба, которая на первых порах была специальным подразделением полиции. За пожарную безопасность в каждом районе города несет ответственность отряд, во главе которого стоит брандмейстер. Руководство всей городской пожарной службой осуществляет  брандмайор. Пожарная техника подразделений также совершенствуется. В распоряжении пожарных появляются большие помпы, а в XIX веке – гидранты, позволяющие забирать воду из водопроводной сети. Создание первой трехколенной выдвижной лестницы датируется 1809 году. Ее автором был русский механик Кирилл Васильевич Соболев. Через год архитектор Вильгельм Гесте разрабатывает пятиколенную лестницу, с помощью которой можно подняться на 17-метровую высоту. И к концу XIX столетия А. Сергеев изобретает механическую выдвижную лестницу, ставшую доброй помощницей пожарных на долгие годы.

 

Вплоть до начала ХХ века на пожар приезжал конно-бочечный обоз. И вот в 1904 году появляется пожарная машина. Строит ее фирма «Фрезе и К» по заказу пожарной охраны Санкт-Петербурга. Автомобиль доставлял к месту возгорания команду из десяти человек. Оборудован он был двумя лестницами, колонкой гидранта, рукавами длиной 80 саженей. У московской пожарной службы специализированный транспорт появляется в 1907 году. Эффективность борьбы с возгораниями значительно возросла, поскольку к месту чрезвычайного происшествия бригады стали прибывать намного быстрее.


В период революционных потрясений единственной службой, которая продолжала исправно выполнять свой долг, были именно пожарные подразделения. Однако парк спецтехники был чрезвычайно скуден. Было принято решение переоборудовать грузовики. Первый серийный автомобиль был выпущен московским заводом АМО в 1928 году. Машина доставляла к месту пожара 8 бойцов расчета, была оснащена насосом производительностью 720 л/мин. Звуковой сигнал подавали с помощью колокола. В это время пожарные автомобили уже окрашивались в красный цвет. В настоящий момент отличительной особенностью любой пожарной спецтехники является по-прежнему красный цвет с контрастной белой полосой.